Александр Иванов: Октябрьские тезисы для будущей «Золушки» - сити-менеджера в Архангельске

Интервью с известным архангельским политиком и экспертом в области местного самоуправления Александром Петровичем Ивановым. Попытка сформулировать тезисно, что хотелось бы увидеть от будущего сити-менеджера – вылилась в интересную беседу о современном управлении, которая заставила многие вещи увидеть масштабнее.

Итак. Александр Иванов: Я понимаю, что аудиторию интересуют факты и конкретные советы новому руководителю городской власти. Но, когда человек чуть глубже «окунается» в проблемы городского самоуправления – он переходит в другую плоскость понимания управленческих процессов. И ему становится не просто рассуждать о «конкретике».

Говоря об управлении, говорить надо о городе, как о сложноорганизованной многоуровневой живой системе. В этой сложноорганизованной системе есть подсистема управления и мэрия в ней всего лишь небольшая часть. Кроме мэрии, существуют и естественные части подсистемы управления. Такие как, право, культура, рынок, язык, общественные формы, религия, семья... Естественные части подсистемы управления начинают занимать всё больший сектор управления городом. Это постепенно меняет наше отношение к первым лицам местного самоуправления, к их делам, поступкам. Ты понимаешь, что, реально в управлении городом от них лично зависит не так много. Они сегодня, скорее, те фигуры, на которых сваливается ответственность за все неудачи управления. Выплескивается неудовлетворенность различных социальных групп, страт городского сообщества. Общественные структуры слабо формализованы, разрозненны, друг на друга не похожи, их интересы слабо консолидированы и выражаются, в основном в протестной форме. Все мы пока склонны делать не конструктивные выводы, а находить «главного» виновного. Вот – этот во всем виноват!

Поэтому, если лезть в управлении, и пытаться давать советы, то нужно вообще освободиться от того, что есть «виновники», что есть те, кто обязательно должен ответить за это все. Искать причины наших проблем надо глубже, взглянув на город, как на сложную и живую систему, частичками которой все мы являемся.

Считается, что именно города являются центром сосредоточения энергетики развития всего региона. Именно здесь сосредоточенны и основной потенциал развития, и ресурсы, в том числе интеллектуальные, демографические, материальные, финансовые. Область с Архангельском или без Архангельска – это совсем разные субъекты, с точки зрения возможности развития.

И как раз противоречия между интересами города и государства, между интересами города и региона – это и есть та самая движущая сила, которая генерирует энергетику развития. Может быть, это и парадоксально прозвучит, но без столкновения интересов - не может быть развития. Город – это ключевое. Отодвинуть город на второй план или жестко встроить его управление в систему управления регионом - похоронить развитие.

Город развивается как единая система, исходя из интересов наибольшей части его элементов. Но как сформулировать этот единый интерес?  Попробуйте охарактеризовать жителя – какой у него интерес? Мы все разные, что нам надо? Во многом уловить этот консолидированный интерес и является управленческим мастерством. Причём, интересов не может быть несколько, поскольку они обязательно будут разновекторными и взаимно погасят потенцию развития.  

Есть такая интересная теория, что города развиваются, если они принадлежат пешеходам. К примеру, если жителей Архангельска разделить «бритвой Оккама» на автомобилистов и пешеходов, и выбрать приоритетом консолидированные интересы вторых - то получается вполне внятная стратегия. В её векторе можно гармонично развивать и дорожно-транспортную сеть, и жилищно-коммунальную сферу, и развитие социальной сферы легко впишется в вектор такой стратегии.

Есть очень распространенное заблуждение «надо привлекать инвестиции». Потому что, «это же так понятно», чем больше денег – тем больше развитие!.. Но это не так.

Еще в 1911 году мэтр австрийской экономической школы Иозеф Шумпеттер доказал, и с тех пор это аксиома, что предпринимательскую прибыль формируют не инвестиции, а инновации! И только инновации делают успешной предпринимательскую среду.

Предпринимательская среда создаёт естественную регулирующую систему – «Рынок». Постепенно рынок становится одним из главных двигателей развития. И если мы хотим его вовлечь в управление городом, то надо начать создание условий для появления и привлечения инноваций! И только потом - инвестиций.

Чем гармоничнее, естественнее соотносятся части подсистемы управления, тем более успешна сама сложноорганизованная система. У нас опыт развития государства такой, что мы веками отрицали некоторые естественные системы регулировок в управлении. То рынок убирали, то общественные форматы регулирования, правовое регулирование подменялось регулированием «по-понятиям».  Был гигантский, катастрофический перекос в пользу управления государственного. Все управленческие функции государство брало на себя, вытесняя системы естественного регулирования. В результате, полным-полно принималось неадекватных решений. И ландшафты мы переделывали и реки разворачивали, и экономику меняли. Но ни один перекос, ни в одной системе не проходит бесследно.

К сожалению, мы сейчас связываем все наши надежды только с тем, как будут работать государственная и муниципальная системы управления? Они - для нас главные надежды на развитие. И этот психологический феномен следствие многовекового перекоса в управлении государством и социумами. Сегодня надо восстанавливать баланс управления между государственными и естественными управленческими системами ... Но сделать это возможно не на основе какого-то искусственного поощрения, или подпитки естественных форм управления, даже не за счет передачи полномочий. Нет! Это может происходить только на основе самоограничения гипертрофированного государственного управления и, к сожалению, ставшего частью его местного самоуправления.

То есть ограничения собственных управленческих функций. Уход от них!
Но, при этом, создавая условия для того, чтобы на это освобождающееся место входила действенная естественная система управления.

Пусть это будет общественная, корпоративная, правовая, или рыночная регулирующая система. Только тогда гармонично и эффективно можно влиять на развитие города. Очень важно говорить об этом, публично спорить, менять и уточнять управленческие схемы и структуры, но обязательно впускать в управление городом негосударственные и не муниципальные регулирующие системы!

Мне кажется, что это вполне возможно. Ведь в городе и так постоянно переживаются неконтролируемые обществом пробы различных вариантов управления. Я живу, наверное, при шестой или седьмой конструкции этого управления. Жил и при авторитарной системе, когда государство практически не допускало человека до управления какими бы то ни было ресурсами. Потом жил при системе управления, когда государство вдруг вообще утратило способность управлять, в том числе предприятиями и торговлей. Примерно с конца 88-го года и по 92-й. Потом была система управления, которая основывалась на компромиссе между государством и людьми, занявшими определенные ниши в корпоративном управлении. Так называемыми, олигархами. Они подхватили то, что было брошено государством (потом сложилось мнение, что не «подхватили, а украли). Бог простит и тех и других. Без олигархов многое из того, что сейчас даёт деньги в наши бюджеты уже умерло бы, заглохло.

Потом эта система стала преобразовываться. Появился больший доступ общества к экономическому и политическому управлению. Сейчас система снова преобразуется в сторону примата государственного управления. Уже более 40% объема финансовых, экономических ресурсов сегодня проходит через бюджет государства.

Системы управления все время трансформируются, меняются, приспосабливаясь к внешним вызовам. Но мир вокруг нас, вокруг города, вокруг государства тоже постоянно меняется.  Очень важно, чтобы темпы и качество перемен в нашем управлении были адекватны переменам внешним. Этого можно достичь, только допустив к управлению естественные регулирующие системы. Они более гибки и быстры, чем государство.

Но пока, изменения в подсистемах управления сложноорганизованными системами государства, регионов и городов не идут этим путём... Так что нас опять неизбежно ждут перемены. И опять мы во что-то вляпаемся.

Но не всё так уныло! Есть то, что отличает Архангельск от других городов. Архангельск очень либеральный город. Он всегда был городом купеческим и экспортным и многие естественные регулировки в управлении городом у нас более развиты, чем где-либо в России.

К примеру, до сих пор Архангельск один из немногих городов, где уровень рыночного управления жилищным фондом близок у 100%. Как бы не «кошмарило» государство частные управляйки, это позволяет серьёзно разгрузить бюджет города и перенаправить общественные средства на иные социальные цели.

Архангельск первым в России полностью перешёл на коммерческий пассажирский транспорт. Как бы ни ругали мэрию за ПАЗики, но муниципальный пассажирский транспорт «съедал» бы сегодня до полумиллиарда рублей из городского бюджета. Коммерческий пассажирский транспорт нам обеспечивает относительно невысокую стоимость билета и отсутствие бюджетных затрат на него. Дотируются бюджетом только постоянные и пустые попытки возрождения муниципального автобуса по политическим мотивам.

Мы в Архангельске строим жилья за счет частных инвестиций на одного жителя столько же, сколько строит Москва в расчёте на одного москвича! Но в Москве огромная часть строительства жилья идёт за счёт бюджета. В Архангельске бюджетные средства идут на расселение ветхого жилья. Средства очень скромные, но и их бы не было, если бы рынок не брал на себя часть управления городским строительством.

Так что в управлении городом не все так плохо, как кажется. И у меня пока нет особых претензий к этой системе.

Пожалуйста, подождите





Система Orphus
Просмотров статьи: 2350. Ключевые слова:


Добавить комментарий

«Белый список» Архангельской области. Люди и компании, против которых не будет опубликован компромат на Kompromat29.ru


Вечный жмот. Дмитрий Юрков, как зеркало грядущей революции  Депутат - олигарх Палкин отшивает кричащих о помощи


Самое читаемое

Правила игра в КОМПРОМАТ29

Видео компромат29

Добрые



Павленко Виктор
(+3)

Ваккосов Шахобиддин
(-1)

Пуканов Виталий
(-2)

Савкин Александр
(-3)

Рыжков Сергей
(0)

Горячая пятерка


(-5)
Крупчак Владимир
(+1)
Будниченко Михаил
(+1)
Северьянов Константин
(+1)
Попаренко Яков
(0)
Петров Владимир

				

Реклама

Экостиль
живи правильно!

Архив Компромата29

Послать свое письмо

Статистика